Ежегодно в южные порты России стекается урожай зерновых культур для морских поставок на мировой рынок. Крупнейший в Прикаспийском регионе Астраханский зерновой терминал обеспечивает прием и хранение перевозимого по рекам зерна в количестве 28 тысяч тонн. Ростовский универсальный порт предоставляет зернохранилища вместимостью 50 000 тонн.
Все разновидности зерновых перевозят насыпным способом в закрытых трюмах. В пути следования обеспечивают режим вентиляции груза, контроль льяльных полостей на предмет появления трюмной воды, своевременное осушение грузовых помещений.
Компания СК "Флот Поволжье" осуществляет каботажные речные перевозки зерновых грузов собственным флотом теплоходов класса ШП:
Для перевозки насыпных грузов перед рейсом проводится тщательная проверка систем электроснабжения, вентиляции и пожаротушения. Проверяется герметичность трюмных закрытий и технических люков, производится уборка, а при необходимости – мойка и осушение трюмов.
Погрузку зерновой продукции в горловины трюмов осуществляют механическими транспортерами с автосамосвалов или пневматическими с элеваторов хранения. Для обеспечения остойчивого положения судна в пути зерно разравнивают и при необходимости устанавливают продольные переборки. В качестве дополнительных мер от смещения груза создают укрытия:
В пути следования систематически проверяют температуру и влажность груза.
Сухогрузы СК "Флот Поволжье" осуществляют каботажные речные перевозки зерна в порты Астрахани и Ростова-на-Дону. Разрешение на выгрузку продукции дает фитосанитарная служба порта. Разгрузку производят пневматическими транспортерами в силосные хранилища или портовыми кранами в кузов автомобиля.
В структуре портов работают компании, предоставляющие стивидорные услуги, имеются пункты таможенного оформления и пограничного контроля.
Коммерческая привлекательность речных перевозок насыпных грузов заключается в экономии топливно-энергетических ресурсов: эксперты посчитали, что транспортировка 1 тонны зерна по воде в 1,5-2 раза выгоднее железнодорожного транспорта и в 5 раз – автомобильного.